Про Алтанбулаг писать особо нечего, очень напоминает российский поселок, много вывесок на русском языке. Но когнитивный диссонанс уже потихоньку подкрался - пишут в Монголии на кириллице, и получается, что буквы все - понятны, все можешь прочитать, но НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ!!!!! Забегая вперед, скажу, что такое мозголомное состояние продолжалось ровно два дня, а потом стало легче - что-то нашли в гугл-переводчике, а что-то узнали на собственном опыте, и ориентировались по вывескам вполне прилично.
читать дальшеБуквально первое, что мы увидели за Алтанбулагом - огромный стадион в чистом поле. А может быть, это был ипподром, судя по многочисленным высоким дверям в стенах стадиона.
небо
и группа в полосатых купальниках
Пейзажи. Поначалу ощущения "другой страны" не возникает - вполне себе бурятские пейзажи, и трава такая же желтовато-серая, как у нас. Рельеф немного другой, но как-то не вполне уловимо.
Первый город на пути - Сухэ-Батор. читать дальшеСухэ-Батор, административный центр Селенгинского аймака находится в 30 км от границы, 320 км до Улан-Батора. Сухэ-Батор образован в 1940 г. (52 тыс. жителей, 1982), расположен на берегу реки Орхон при впадении её в Селенгу. Раньше это был небольшой поселок с пристанью (назывался Цаган-Эрэг, что значит "белый берег"). Промышленные предприятия появились здесь в середине 50-х годов. Основной вид деятельности - разнообразная переработка древесины. Торгово-транспортный пункт на железной дороге Москва - Улан-Батор. Домостроительный комбинат, спичечная фабрика, пищевая промышленность. Кустарные промыслы. Вполне себе райцентр, но очень заметен процесс развития и улудшайзинга
- особенно когда мы через неделю ехали обратно - на значимых перекрестках расширяют дорожное полотно, организуют тротуары, выкладывают их плиткой, какие-то декоративные элементы - скамейки - беседки ставят.
Чем дальше от границы, тем все больше Азии в редких и небольших поселениях. У меня создалось впечатление, что довольно серьезно насаждалась там наша архитектура - дома-коробки, одно-и двухэтажные, с окнами. Но постепенно не только жилые дома, но и конторы всякие, были жителями оставлены, и все снова перебрались в юрты. Так и стоят - полуразвалившиеся дома и вполне себе живенькие юрты. Разве что придорожные магазинчики и харчевни располагаются в традиционных для нас домиках.
Вообще вопрос харчевен постепенно встал для нас довольно остро - до Дархана мы останавливаться не хотели, решили сначала пройти единственную сложную развязку после Дархана. Нам объяснили, что там самое главное - после скульптуры "Мальчик с яком" повернуть непременно направо (или ни коем случае направо не сворачивать?!), иначе мы будем ехать до тех пор, пока дорога не кончится, и не останутся одни направления, причем вести эти направления будут отнюдь не в Улан-Батор. ( На самом делепосле Дархана дорога раздваивается на Эрдэнэт (180 км) и на Улан-Батор (228 км). Эрдэнэт расположен около крупного месторождения медно-молибденовых руд в 180 км юго-западнее Дархана.)
Никакого мальчика с яком мы не увидели, альтернатив дороге на Улан-Батор не нашли, но, возможно, потому, что мы в сам Дархан не заезжали. Зато увидели вот такого огромного железного дровосека:
Дархан - второй по величине город в Монголии. читать дальшеОсобая административно-территориальная единица. Численность населения - 130 тыс. жителей. Производство стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. В районе Дархана - добыча угля (Шарын-Гол), промышленно-энергетический комплекс. Планирующим шопинг к посещению обязателен, потому что там находится фабрика кожевенная, и шьют одежду из кожи там же. Так что можно либо купить готовую, либо сшить на заказ, либо купленное готовое подогнать по фигуре - все для вас. Факт наличия в Дархане кожевенной фабрики подтверждали огромные машины с овечьими шкурами, направляющиеся в город - мы их обгоняли на обратном пути.
Постепенно поселки практически перестали встречаться, кругом были только степь и сопки, в степи паслись огромные стада всех подряд - овец и коз, коров, лошадей. Между ними встречались юрты - по одиночке и небольшими группами. У юрт стояли грузовички, УАЗы-санитарки, реже - легковые машинки. Иногда встречались "райцентры" - домик, окруженный заборчиком, с вывеской, а вдали от него - десяток разбросанных по степи юрт. У некоторых юрт были замечены солнечные батареи и спутниковые тарелки.
Проблема ужина заключалась в двух моментах:
во-первых, было непонятно, что из придорожных строений есть кафе, а что - магазин или там шиноремонтная мастерская. Но методом проб и ошибок "кафе", а также "столовая" и иже с ними на монгольском языке мы идентифицировали.
Проблема вторая - понять, что есть что в меню.
Вот меню для примера
(телефонофото, сорри) увеличивается по клику


Английский помог разграничить меню на супы и все остальное
А также опознать блюда из мяса и чай с молоком. Выбор супа оказался не самым удачным, но придал мне железную мотивацию для освоения монгольского гастрономического 
Тем не менее, все более чем наелись, одно из блюд пришлось забрать с собой полностью, потому что порции в Монголии - огромные. Порция супа, допустим - 900 мл. в среднем.
Порадовала нас монгольская лошадка, на которой приехал поужинать местный житель
Маршрут Алтанбулаг - Улан-Батор
Расстояние от Кяхты до Улан-Батора - около 350 км. Из Алтанбулага мы выехали после семи вечера по монгольскому (время - +1 к Иркутску или +6 к Москве), и, по идее, вполне могли бы доехать до Улан-Батора до ночи. Но тут вмешался фактор монгольских дорог и моего водительского мастерства.
Так вот, дороги в Монголии УЗКИЕ!!!! Настолько узкие, что среднестатистическая фура просто не помещается на свою полосу, и заезжает на встречную - такую же узкую - минимум на полметра. При этом обочин как таковых практически нет, сразу идет придорожная канава. Ну и состояние дорожного полотна на некоторых участках как после бомбардировки. Руль мне, как обычно, достался уже после захода солнца, и километров через 50, устав шарахаться от каждой встречной фуры, и согласилась на ночевку в палатке. Еще километров 15 мы искали съезд с трассы, и в итоге заночевали в степи (в 22-30 по местному, в полнейшей темноте).
До Улан-Батора оставалось 111 км.
Вообще, монголы так же примерно поступают - ночуют, где ночь застанет, в палатке или машине.
Про еду напишу позже, для меня это вообще отдельный вид туризма - гастрономический
про приключения - наш как-то не слишком любит любые перемены, конформист, блин. А Дарья как раз перед отъездом вернулась из палаточного лагеря на Мандархане, ей не привыкать было.